Антонов Олег Константинович —
биография, разработки, достижения

Авиаконструктор Антонов Олег Константинович
Антонов О.К. Источник фото — Wikipedia.

Олег Константинович Антонов родился 7 февраля 1906 года в селе Троица Подольского района Московской области (сейчас в составе Москвы1) в семье инженера-строителя. Благодаря инженерной библиотеке своего отца, юный авиаконструктор с ранних лет был знаком с механизмами и расчетами. Его путь на вершину начался еще в раннем детстве с конструирования Олегом воздушных змеев и макетов бумажных самолетиков.

Карьера

С 1923 года он активно работал в Саратовском отделении Общества друзей Воздушного Флота. Здесь Олег начал строить планеры собственной конструкции.

В 1924 году Олег Константинович спроектировал и построил голубь ока-1, который был награжден дипломом за оригинальное проектирование на втором Всесоюзном планерном испытании в Крыму. Тогда же были опубликованы первые работы Антонова “зачем нам нужны планеры” и “бумажные модели простейшего планера”.

В 1925 году Антонов поступил на судостроительный факультет, отделение гидравлической авиации, в Ленинградский политехнический институт. В период учебы в университете он построил учебные планеры «Ока-2», «Ока-3», «Стандарт», «Стандарт-2» («Ока-5») на базе Осоавиахима (авиационная общественная организация содействия).

Окончив институт в 1930 году, Олег Константинович работал начальником конструкторского бюро планерных мастерских и инженером завода № 47 в Ленинграде, но затем был направлен в Москву для участия в создании Осоавиахимского Центрального конструкторского бюро планеров, где создал учебные планеры ОКА-7, ОКА-8 (ус-1), ОКА-9 (УС-2).

  • В 1933 году О. К. Антонов был назначен главным конструктором строительного завода в Тушино (Москва).
  • За разработку новых конструкций планеров Антонов был награжден Почетной грамотой Центрального Исполнительного комитета в августе 1933 года.
  • В период с 1923 по 1938 год Антонов создал более 40 типов планеров, общее количество типов планеров различных обозначений составило около 50.
  • В 1938 году О. Антонов был назначен ведущим конструктором конструкторского бюро А. С. Яковлева (завод № 115).
  • В 1940-41 годах он возглавлял конструкторское бюро заводов № 23 и № 380 В Ленинграде, проектируя самолет связи аист-38 аист (СА).
  • В 1941 году он становится главным конструктором завода № 465 в Каунасе Литовской ССР, а в июле – главным конструктором в Москве и Тюмени, проектируя и конструируя двух пилотный учебный планер А-2 и планер КТ (крылатый танк).
  • В период с 1943 по 1945 год О. К. Антонов занимал должность заместителя главного конструктора А. С. Яковлева и принимал участие в разработке легкого и самого маневренного советского истребителя Второй мировой войны – Як-3.
  • В 1946-1948 гг. он также дважды возглавлял Сибирский научно-исследовательский институт авиации.

Начиная с мая 1946 года, О. К. Антонов становится руководителем собственного Авиастроительного конструкторского бюро в Новосибирске (ДБ-153), где 31 августа 1947 года состоялся первый полет нового самолета ОКБ-ша (аббревиатура «сельскохозяйственный самолет», т. е. «сельскохозяйственный самолет»). В 1948 году самолет был запущен в серийное производство на Киевском авиационном заводе под обозначением Ан-2. Это единственный биплан в мире, который непрерывно производился и все еще остается в массовой эксплуатации в эти дни. В СССР самолет выпускался на авиастроительных заводах в Киеве и Долгопрудном (Российская Федерация). Он также был изготовлен по лицензии в Китае (с 1956 года) и Польше (с 1959 года). Первоначально разработанный как сельскохозяйственный самолет, Ан-2 выпускался в шести официальных модификациях и десятках специализированных модификаций.

В 1952 году Олег Антонов и его команда конструкторского бюро переезжают в Киев, где им пришлось практически с нуля восстанавливать офисную команду и производственную базу. За это время к коллективу конструкторского бюро присоединилась большая группа выпускников Харьковского авиационного института, а также авиационных специалистов из Киева, Москвы, Ленинграда и других городов. Дальнейшая научно-исследовательская деятельность Олега Антонова была в основном сосредоточена на разработке и строительстве военно-транспортных, грузовых, пассажирских и многоцелевых самолетов.

В 1950-е годы А. Н. Антонов возглавлял разработку и строительство транспортного самолета Ан-8 (1956), пассажирского самолета Ан-10 Украина (Украина), военного самолета Ан-12 (1957), многоцелевого самолета короткого взлета и посадки Ан-14 Пчелка (Малая пчела) (1958) и пассажирского самолета Ан-24 (1959) впервые в мире широко используемыми в его конструкции сварными/скрепленными элементами.

В период 1960-1965 годов был разработан первый в мире сверхтяжелый широкофюзеляжный транспортный самолет Ан-22 Антей (Антеус). Самолет позже установил 41 мировой авиационный рекорд. Одним из основополагающих принципов творческой деятельности ОКБ Антонова была конструктивная общность самолета. Так, самолеты Ан-14М и Ан-28 были разработаны на базе самолета Ан-14 (в 1973 г.), самолет Ан-30 аэрофотосъемки был спроектирован на базе самолета Ан-24 (в 1967 г.), а также транспортные самолеты Ан-24Т (1965 г.) и Ан-26 (1969 г.) и транспортный самолет Ан-32 для жарких и высоких условий эксплуатации (1976 г.). Самолеты семейства Антоновых были построены на ряде производственных объектов в Киеве, Харькове, Иркутске, Воронеже, Ульяновске, Новосибирске, Арсеньеве, Долгопрудном, Омске, Ташкенте, Улан-Удэ, Мелеце (Польша), Шицзячжуане и Наньчане (КНР). Последним самолетом, разработанным под руководством Олега Антонова, стал Ан-124 «Руслан» – крупнейший в мире серийный военно-транспортный самолет (1982 г.), предназначенный для перевозки 150 тонн грузов. В ноябре 1965 года Антонов подписал открытое письмо в ЦК КПСС с протестом против политических репрессий в отношении представителей художественной интеллигенции Украинской ССР и дискриминации украинской литературы. Пока он был жив, Антонов прилагал невероятные усилия для восстановления памяти Игоря Сикорского В истории украинской авиацией

Олег Константинович Антонов скончался 4 апреля 1984 года. Он похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Достижения

За большие успехи в конструировании новой авиационной техники и в связи с 60-летием со дня рождения Антонову Олегу Константиновичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 февраля 1966 года присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением золотой медали «Серп и Молот» и ордена Ленина.

  • три ордена Ленина (12.7.1957, 5.2.1966, 3.4.1975);
  • орден Октябрьской революции (26.4.1971), Отечественной войны 1-й степени (2.07.1945), Трудового Красного Знамени (2.11.1944);
  • награждён различными медалями:
    • «Партизану Отечественной войны» 2-й степени (1944),
    • «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945),
    • «20 лет победы над гитлеровской Германией» (1965),
    • «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970);
  • Сталинская премия второй степени (1952) — за самолёт «Ан-2»;
  • Ленинская премия (1962) — за самолёт «Ан-12»;
  • академик АН УССР (1968);
  • академик АН СССР (1981);
  • заслуженный деятель науки и техники УССР;
  • золотая медаль имени А. Н. Туполева АН СССР (1979);
  • грамота Центрального Исполнительного Комитета за создание учебных и рекордных планеров (1933);
  • почетный гражданин г. Саратова (1981).
Биография конструктора Антонова Олега
Авиаконструктор Олег Антонов. Источник фото — Яндекс.Zen.

Семья

Мать — Анна Ефимовна Антонова. Отец — Константин Константинович Антонов.

Дед — Константин Дмитриевич Антонов. Бабушка — Анна Александровна Болотникова.

Первая жена — Елена Сергеевна Кочеткова, сын Ролан. Вторая жена — Елизавета Аветовна Шахатуни, дочь Анна (профессор математики, преподаватель Национального авиационного университета в Киеве). Третья жена — Эльвира Павловна, дети Андрей (художник-дизайнер) и Елена (авиаконструктор).

Разработки

  • Планёры — Голубь, Рот Фронт-1, Рот Фронт-2, Рот Фронт-3, Рот Фронт-4, А-11, А-13, А-15;
  • Транспортные самолёты — Ан-8, Ан-12, Ан-26, Ан-22 «Антей», Ан-32, Ан-72, Ан-124 «Руслан», Ан-74
  • Многоцелевые самолёты — Ан-2, Ан-14 «Пчёлка», Ан-30, Ан-28, Ан-3;
  • Пассажирские самолёты — АИР-19, Ан-10 и Ан-24.

Память

  • В Киеве
    • именем О. К. Антонова названа улица 2;
    • на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска3;
    • имя О. К. Антонова носит международный аэропорт (используется как гражданской, так и экспериментальной авиацией) 4;
    • его имя присвоено авиационному серийному заводу 5.
  • В Ульяновске имя О. К. Антонова носит проспект.
  • В Виннице его имя носит улица.
  • В Саратове его имя носит улица.
  • В Улан-Удэ его имя носит улица.
  • ЦБ РФ в 2006 году выпустил памятную монету.
  • В 2006 году была выпущена почтовая марка Украины, посвященная Антонову.
  • В 2006 году были выпущены почтовые марки России, посвященные Антонову и самолётам его конструкции.
  1. Wikipedia
  2. Яндекс.Карты
  3. Яндекс.Карты
  4. Яндекс.Карты
  5. Яндекс.Карты